Читаю по глазам

4 Июня 2013
Текст: Юлия Лившиц
Фото: Ирина Подгорных
Благодаря Премии «Андрюша» Челябинск приобрел большого друга. Этот талантливый человек для многих южноуральцев стал символом сбывшихся надежд. А для нас он был и остается великим артистом, режиссером, наследником знаменитого рода – Андрисом Лиепа.

Андрис Лиепа

— Андрис, с вашего лица не сходит улыбка, голос такой теплый и спокойный. А что может заставаить вас выйти из себя, раскричаться? 
— Безответственность и попустительство. Когда человек — танцор ли, осветитель ли, от чьего профессионализма зависят сотни людей, позволяет себе халтурить. Честно говоря, я могу быть достаточно убедителен, не повышая голос. С артистами и музыкантами стараюсь говорить спокойно. Но когда понимаю, что, скажем, дядя Коля или дядя Петя из числа работников сцены почувствуют себя комфортнее, если им объяснить их роль в привычной для них манере, могу и прикрикнуть. 

— Вы хорошо чувствуете людей? За те годы, что возглавляете Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы, как часто приходилось сталкиваться со спекуляцией на вашей доброте? 
— Я много езжу по миру и вижу много глаз. По глазам и чувствую, что из себя представляет человек. А еще — по его отношению к детям. Даже, скорее, по отношению детей к нему. Ребенка не обманешь! Наверное, потому я так безгранично доверяю Юле и Косте Жаботинским, с которыми мы знакомы больше пяти лет. Они столько душевных сил и энергии вкладывают в каждый проект «Андрюши», и так к ним льнут малыши, что это не имеет других объяснений, кроме искренней любви. 
Вообще, что касается спекуляции… Вы знаете, мне везет. Ко мне очень редко подходят плохие люди. Возможно, тут вопрос внутренней установки. Как в любви! Если, скажем, девушка постоянно жалуется, что ей попадаются не те мужчины, психологи посоветуют проанализировать свое поведение и те ценности, которые она транслирует. Я согласен с этой теорией. Я люблю и ценю хороших людей. Такие и встречаются мне на пути. К огромному счастью. 

— Вы много лет проработали в Большом театре. Сегодня такое знаковое для нашей страны место погрязло в разборках и конфликтах. Как вы объясняете себе происходящее за кулисами? 
— Я много думал над этим. В любом офисе, в любой сфере жизни есть какая-то интрига. Есть любимчики начальников, есть те, кого продвигают, а значит, и те, кто им завидует. Эта ситуация абсолютно житейская и для банка, и для овощного магазина. И для театра! Конечно, артисты — люди эмоциональные. Они привыкли к демонстративному и яркому выражению чувств. Но когда доходит до клиники, до угрозы жизни, это абсолютный нонсенс. Я считаю это каким-то коллективным помешательством. Причем в самом глобальном смысле. Недавно смотрел последнюю часть «Бэтмена», и у меня не шла из головы трагедия, произошедшая на премьере этого фильма в Колорадо. Помните: в кинотеатр ворвался мужчина, открыл стрельбу и убил 12 человек. В голове не укладывается! Вспышки безумия в разных уголках мира — то в Норвегии, то в Америке, то в Москве… Иногда мне становится, прямо скажем, страшновато. 

Андрис Лиепа

— И что это, на ваш взгляд? Апокалипсис? 
— Не знаю. Я по натуре оптимист. И оптимизм этот во многом мне дает вера. Не надо прирастать душой ко всему суетному и мелкому. Делать это самым важным в жизни. 
Я вот недавно построил себе дом в Дивеево. В этом году впервые встречал там Пасху. Потрясающее место! Тихое, светлое, чистое. Там отдыхаешь душой, получаешь поистине божественное вдохновение, новые силы. Кстати, как человек практичный, я организовал себе там и печку, и камин. Так что если вдруг случится какой-то апокалипсис, например, «Газпром» отключит газ, я возьму дрова и смогу обеспечить себя теплом. Готов ко всему, знаете ли! (улыбается) 

— В вас удивительным образом сочетается фатализм и жизнелюбие, смирение и творческая смелость. А чего все-таки больше? 
— Одно другому совершенно не мешает. Жизнь такая и есть: с одной стороны, она дает радость побед, вдохновения, с другой — печаль расставаний. К этому надо относиться спокойно. Без тех самых апокалиптических настроений, о которых мы говорили. Расскажу вам такую историю. Несколько лет назад в Германии умер мой любимый педагог. По-настоящему дорогой и близкий мне человек. У родственников возникли сложности с погребением. Я нашел деньги и купил ему место на Востряковском кладбище. В процессе всего этого один из служащих бюро внезапно меня спрашивает: «А вы не хотите купить место и для себя?» Я, конечно, опешил. А он объясняет, что выходит новое распоряжение, запрещающее захоронения на территории Москвы. Сейчас, мол, продаются сразу по три места — так называемые семейные захоронения. Но спустя какое-то время, возможно, нельзя будет купить ни одного. Я глубоко задумался. Посоветовался со своим духовником. И купил! С точки зрения обыденности, это, наверное, странно, не очень позитивно. Но с точки зрения духовной, с точки зрения бытия — закономерно! Ведь уход неизбежен, и если я не хочу, чтобы в этот момент к печали моих близких добавилась еще нервотрепка из-за отсутствия хорошего места, я должен позаботиться об этом сам. Сейчас, пока есть силы и возможности. Теперь я знаю, что есть семейный уголок в чудесном месте, где похоронен Сахаров, где покоится мой любимый педагог. По-моему, если тебе не все равно, что будет с тобой даже после смерти — это не пессимизм, а оптимизм! Хотя, повторяю: я сделал это с мыслью не о смерти, а о жизни. 

— К счастью для всех нас, вы прекрасно выглядите! Полны сил и энергии. Как вы отдыхаете? Что может быстро привести вас в форму? 
— Я никогда не курил, умерен в еде и каждый день занимаюсь гимнастикой. При любых условиях! Даже если оказываюсь в крохотном номере гостиницы где-то в небольшом городке, я все равно отодвину кровать в угол и найду возможность выполнить необходимую программу. Вчера, после галаконцерта, мы легли спать 5 часов утра. Сегодня встали в 9, и я позанимался всего 25 минут. Обычно это длится минут 45. 

НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ СТЕРЖЕНЬ 

— Постоянные разъезды вас утомляют? 
— Как сказал Рудольф Нуриев: «Все артисты балета — немного цыгане». Это наша жизнь, и слава богу! У меня есть большой чемодан, в который входит все, что мне необходимо. Здесь, в отеле, очень комфортные условия. Но я на всякий случай всегда вожу с собой все необходимое — от фена до маленькой отопилки. Так что в случае необходимости могу, как Папанин, 2 недели просидеть на льдине. 

— Есть такое выражение: «железная рука в бархатной перчатке». Мне кажется, это про вас… 
— Так и есть. Это досталось мне по наследству от отца. Марис был человеком одновременно твердым, требовательным и очень ранимым. Я такой же. Несмотря на душевную мягкость, артист не может позволить себе потерять стержень. У нас слишком публичная и энергозатратная профессия. 

— Что для вас показатель успешности? Деньги, слава, карьера? Как вы сами относитесь к деньгам?
— Однажды мой агент предложил станцевать в Чикаго 10 балетов «Щелкунчик». Я должен был получить за них 100 тысяч долларов. По 10 тысяч за спектакль. Но немногим ранее я уже согласился танцевать в это время «Видение розы» в Кировском театре, на гала-концерте в честь столетия Вацлава Нижинского. Этот спектакль был восстановлен моим отцом. Агент никак не мог понять, почему я не хочу выступать в Чикаго! В Ленинграде мне не оплачивали дорогу и гостиницу, не обещали больших гонораров… Но я обещал, этот спектакль был мне дорог. Я хорошо отношусь к деньгам. Но есть вещи важнее. 

— Какое качество вы цените превыше всего? 
— Неравнодушие. Сегодня здесь, в холле, где состоялся фуршет с гостями премии «Андрюша», бегала маленькая девочка. Она очень хотела прочитать стих! Не по регламенту. Просто так. Она приставала ко всем, почти плакала. Я попросил дать ей микрофон, девочка прочла свое стихотворение и была счастлива. А ведь мы могли убить в ней это. Просто отмахнуться: отойди, мол, Валечка! И творчество, может быть, на этом кончилось бы для нее. Надо быть внимательным к подобным моментам. Всегда. 

Андрис Лиепа

— На свете много одаренных людей, но далеко не все их них знамениты и успешны. С чем это связано, на ваш взгляд? 
— Не хватает терпения. Есть теория, что человек «горит» какой-то идеей в среднем около двух месяцев. Потом огонь гаснет, идея куксится. 
Я делаю все для того, чтобы реализовать свои мечты. Недавно поставил спектакль, над которым думал 20 лет! Это опера-балет «Золотой петушок». Идея родилась в 1992 году, вызревала, формировалась. Долгое время я просто физически не мог найти труппы, в которой одновременно была бы и опера, и балет, и прекрасный оркестр. Но два года назад познакомился с директором Московского детского музыкального театра имени Натальи Сац. И мы сделали этот спектакль. С чудесными декорациями, выполненными по эскизам 1913 года, которые тогда создала знаменитая художница Наталья Гончарова. Именно та Гончарова (правнучатая племянница жены Пушкина — прим. ред.), что работала над оформлением «Золотого Петушка» Римского-Корсакова по заказу Сергея Дягилева. С этим спектаклем Русский балет Дягилева объехал мир сто лет назад, а мы сейчас отправляемся с ним в Париж, на столетие театра Champs-Élysées (Театр Елисейских Полей — прим. ред.). Моя мечта сбылась спустя 20 лет. Но мне кажется, я мог бы ждать и больше! 

РОДОВОЕ ГНЕЗДО 

— А если бы успех танцора не пришел к вам в свое время так быстро, вы бы продолжали пытаться или занялись бы чем-то другим? 
— Никогда не задумывался над этим… Вы знаете, я с детства очень любил лепить. Может, я стал бы скульптором. У меня неплохо получается! Думаю, это не случайно. Танец — ожившая скульптура. А скульптура — застывший балет. Когда-нибудь я перееду в Дивеево и займусь этим серьезно. 

— С чем у вас ассоциируется ваше детство? 
— С нашей квартирой в Брюсовом переулке. Ее история очень любопытна. В первой половине прошлого столетия по распоряжению Луначарского был построен большой дом. Специально для артистов, оставшихся в Советском Союзе. Архитектор Щусев, тот самый, кто спроектировал Белорусский вокзал и небезызвестный Мавзолей, выстроил здание в стиле немецкого конструктивизма. Целый этаж в этом доме был отдан знаменитой балерине Екатерине Васильевне Гельцер. Здесь был небольшой бассейн, камин, лепнина вдоль всего потолка, по которой вились инициалы артистки. В 1962 году Галина Васильевна умерла, а поскольку детей у нее не было, квартира перешла сначала в фонд театра, а потом — моему отцу. Она стала нашим родовым гнездом. К тому моменту, правда, ее распилили — целого этажа для советского артиста было слишком много. Я до сих пор живу именно здесь. Даже вернул квартире первоначальные размеры! Все в ней осталось так, как было при отце. Я вынес из детства огромную любовь, которой были напитаны эти стены. Ощущение чего-то одновременно светлого, теплого и великого. В этой квартире бывали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко. Это не прошло бесследно. К сожалению, мы не умеем хранить такие вещи. В Большом театре была гримерка Федора Шаляпина. После ремонта ее не стало. Не всегда есть, чем заменить подобные утраты. 

— Андрис, как вы относитесь к жалости? Это хорошее чувство, на ваш взгляд? 
— Это неоднозначное чувство. Недавно я смотрел сюжет об американском парне, инвалиде без рук и без ног, который ведет очень активную жизнь. Занялся спортом, научился плавать, женился. Его мне не жалко. Мне жалко тех, кто не умеет быть счастливым.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
А вот и Дженни
А вот и Дженни
12 Февраля 2015

Ни грамма косметики и плюс несколько лишних килограммов — довольно рискованный шаг для появления на экране 45-летней актрисы. Но Дженнифер Энистон знает, что делает — ее новая роль в картине «Торт» получила весьма благосклонные отзывы критиков, которые за столь смелый эксперимент прочили ей номинацию на «Оскар».

Выставка образовательных программ
Выставка образовательных программ
23 Января 2015

21 февраля в отеле Holiday Inn состоится 12-ая ежегодная выставка «Образование за рубежом», которую организует компания «Аэровектра».

Победа в престижном конкурсе
Победа в престижном конкурсе
19 Января 2015

Компания «Интерьерный бутик «Хрусталь» стала в этом году победителем премии, которая представляет лучшие компании и бренды из различных сегментов индустрии роскоши.

Крепкого здоровья в новом году
Крепкого здоровья в новом году
19 Января 2015

Здоровье — один из главных приоритетов для каждого человека. Более 9 лет мы заботимся о вас и ваших близких», — Елена Канаева, директор семейной клиники «Репромед».

Кутюрных дел мастер
Кутюрных дел мастер
18 Декабря 2014

Автор роскошных кутюрных творений и любимец знаменитостей, дизайнер Тони Уорд, представленный в России в Crocus Atelier Couture, устроил мировую премьеру собственной весенней коллекции pret-a-porter в Москве в рамках Mercedes-Benz Fashion Week, а заодно рассказал нам о ЖанеПоле Готье, ливанских обычаях и разновидностях гламура.