Лилии на черном шелке

4 Июня 2014
Текст: Мария Бронзова
Ее любят и ненавидят, критикуют и боготворят, называют иконой стиля и винят за вечную красную помаду. Интересная, яркая, загадочная и неординарная фигура российского кинематографа Рената Литвинова никого не оставляет равнодушным.

Рената Литвинова

У нее всегда был свой стиль — еще учась на сценарном факультете ВГИКа, она, когда остальные во всем соглашались с преподавателями, отстаивала свою точку зрения. Рената Литвинова прошла путь от сценариста и актрисы («Небо. Самолет. Девушка», «Граница: Таежный роман») до продюсера и режиссера собственных фильмов («Богиня: Как я полюбила»). Сейчас у нее более 30 ролей в кино, она сценарист 14 и режиссер 7 картин. Ее невозможно не заметить или перепутать с кем-то другим, ее появления на красной ковровой дорожке фотографы всегда ждут с нетерпением, потому что знают — она будет бесподобна. Ее называют просто — Богиня. 

— Рената, что труднее: воспринимать критику или оправдывать ожидания? 
— С возрастом мне стало наплевать на критику! Я недавно разбирала старые журналы и прочитала в древних статьях, как писали о Кире Муратовой, обвиняя ее буквально теми же словами, еще более оскорбительными, чем меня... 

— В каком возрасте вы начали сочинять и что было вашим первым «произведением», в кавычках или без? 
— Я сочиняла уже в школе, даже оформляла рисунками свои рассказы, правда, я эти тетради прятала за ковром над кроватью, а если зачитывала кому-то вслух, то приписывала авторство писателю Х, «который давно умер»... 

— Вы актриса, режиссер, сценарист, продюсер, телеведущая… О каких ваших талантах мы еще не знаем? 
— Если вы о них не знаете, значит это и не талант вовсе. Я вот лично не верю в непризнанных гениев. 

— Вы создали свой яркий, узнаваемый образ и стиль, что удается очень немногим. А какая вы в обычной жизни? 
— Вы же понимаете, что я вам могу рассказать что угодно... В работе я очень требовательна и к себе и соответственно к другим. А в быту я вся в компромиссах и ненавижу, например, собирать чемоданы, разбирать шкафы. Моя тайна — если я начинаю убираться, то становится еще хуже! Я оказываюсь в окружении ненужных вещей и впадаю в отчаяние, поэтому я просто все раздариваю или выкидываю. 

— Как бы вы описали себя человеку, который должен вас встретить, но не знает, как вы выглядите? 
— Пусть посмотрит в Интернете! Однажды меня остановили на границе, и пограничница, довольно противная женщина, стала пробивать меня в Google, а я летела через Германию на кинофестиваль в Италию — и она вопрошала меня «зачем???». Только после просмотра моих фото в Интернете она поставила штамп в паспорте! Я потом шла от нее обескураженная, за кого же она меня приняла? 

— Как вы ощущаете себя в качестве дизайнера? Носите придуманные вами вещи? 
— Конечно, ношу! Когда идет утверждение того или иного платья, я каждый образец примериваю на себя, контролирую цветокоррекцию на ткани, борюсь за качество тканей, чтобы они были натуральными. Я и сейчас в платье из своей коллекции: принт рисовала сама — лилии на черном шелке. 

— Какой у вас самый любимый аксессуар? 
— Я обожаю черные очки и небольшие таблетки-шапо — они завершают любой незаконченный образ. 

— В нашей стране очень силен стереотип, что женщина может быть счастлива, только если она замужем. Что вы думаете по этому поводу? 
— Я уверена, что институт брака изживает себя — раньше соединялись, чтобы выжить: женщине-домохозяйке невозможно было содержать себя с ребенком. А сейчас, если я люблю человека, мне совершенно не принципиально, официальный он мне муж или нет. Обычно всех волнует наследство, так вот если вы любите человека, не проще ли сразу написать на него завещание или распределить все деньги и недвижимость на всех страждущих. Не будет ли это честнее? 

— Вы долгое время жили в квартире, в которой водилась крыса, но вы совершенно ее не боялись. Вы вообще чего-нибудь боитесь? 
— Крысу я эту опасалась — была она крупная, как кошка, очень сообразительная и нахальная, воровала еду, надгрызала яблоки и по ночам бегала по одеялу, что, согласитесь, неприятно! А страхи я стараюсь не формулировать, иначе они обязательно придут и испытают тебя. Мысль очень материальна!

— Вы как-то сказали: «Ненавижу норму и нормальных людей». Почему? И как относительно нормы вы определяете себя? 
— Норма — это обыватели, мещане в худшем смысле этого слова, которые осуждают «белых ворон», хотят быть как все! Это то самое большинство, которое обожает «дружить против» кого-то одного, не похожего на них. 

— Недавно вы стали «лицом» Carrera y Carrera, а когда состоялась ваша первая «встреча» с этой маркой? 
— На Московском кинофестивале. На красную дорожку я выбрала брошь из коллекции Bestiario в виде головы крокодила: это был смелый образ, я была покорена юношеской дерзостью дизайнера. Другие броши я сочетала друг с другом. Это были Gardenias, гардении, усыпанные бриллиантами. 

— Можете описать ваши первые детские впечатления от украшений? 
— Мне всегда нравились бабушкины и мамины кольца, я любила, когда они их носили. Бабушка надевала только «на выход», а мама всегда, даже на работу. Сама я обожала ходить в галантерею, в советские времена там был отдел бижутерии. Подолгу рассматривала сверкание за стеклом. Там был огромный выбор. Иногда даже выпрашивала у мамы небольшую брошку. Так что я всегда была неравнодушна к украшениям. Скажем так: не сомневалась, что ими надо обладать. В конце концов, они меня утешали и радовали. 

Рената Литвинова

— Как мама относилась к украшениям и влияло ли ее отношение на вас? 
— Моя мама, мать-одиночка, как тогда говорили, была не избалована подарками. Покупать их себе сама она не имела возможности, мы жили на ее зарплату врача, поэтому каждое кольцо у нее было с историей, любимое. Одно ей подарила бабушка — с пронзительно-красным рубином, похожим на каплю крови. Потом мама передарила его мне. Второе, с узким загадочным камнем, она купила себе сама и всегда носила. Сейчас я стараюсь дарить маме драгоценности, они радуют и украшают женщину любого возраста. Есть поверье, что бриллианты должны быть подаренными, тогда они приносят счастье. 

— Как-то вы сказали: «Я оставлю Ульяне только свою коллекцию драгоценностей, платья, образование и… хороший старт в виде моей фамилии». В чем вы хотите, чтобы она была на вас похожа, а в чем нет? 
— Я так говорила, потому что видела слишком много избалованных немотивированных детей, которые имели все, что хотели. В богатстве есть зло, тем более, когда ты заработал его не сам. Только своей жизнью я могу показать ей пример, какой быть или не быть. Я много работаю, уважаю людей, которые имеют свое любимое дело. Я трудоголик, ненавижу валяться у моря неделями... И если говорить о самых ненавистных мне грехах, то праздность, уныние и чревоугодие — самые опасные для девушек! Наверно, я слишком независима и одержима своими фильмами... Чем я могу поддержать своего ребенка? Самой большой силой — своею любовью к ней. 

— Вы согласны с мнением, что отношения матери и дочери всегда непростые? Почему так складывается, на ваш взгляд? 
— Я наблюдала со стороны «непростые отношения», когда один другого не может простить всю жизнь, но сама я всегда обожала свою эксцентричную маму! Она у меня настолько нематериальная, всегда обожала кино, была такая полудиссидентка, слушала «Голос Америки» по ночам через страшный шум и помехи и еще шила до самого института мне красивые платья! Тогда же ничего не было в магазинах! 

— Над чем вы сейчас работаете? 
— Пишу сразу два сценария. Один детективный, хочу снимать в Париже. Второй про шпионов, более масштабный замысел. В каждом много героинь, загадочных красавиц в сверкающих бриллиантах, ради которых они могут пойти на многое, даже на преступление. 

— А ради чего вы могли бы пойти на преступление? 
— О, ради прекрасных драгоценностей я бы могла, но сдерживаюсь... Все-таки, став лицом Carrera y Carrera, я могу теперь позволить себе надеть любые драгоценности! 

— Актуальный для творческого человека вопрос — источник вдохновения. В чем вы его находите? 
— Моя мотивация в жизни — ради любимых людей. А почему я пишу, снимаю и играю свои же собственные сюжеты — это, наверно, и есть та самая «ненорма» и болезнь, я не могу без этого, как говорится, я завяну и умру и без любви, и без своих фильмов-текстов. Мне однажды было сказано: зачем вам работать, денег и так достаточно! Но я работаю не для денег, я даже финансировала свой фильм «Последняя сказка Риты» на свои деньги, так что теперь я, наверное, безнадежна.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
А вот и Дженни
А вот и Дженни
12 Февраля 2015

Ни грамма косметики и плюс несколько лишних килограммов — довольно рискованный шаг для появления на экране 45-летней актрисы. Но Дженнифер Энистон знает, что делает — ее новая роль в картине «Торт» получила весьма благосклонные отзывы критиков, которые за столь смелый эксперимент прочили ей номинацию на «Оскар».

Выставка образовательных программ
Выставка образовательных программ
23 Января 2015

21 февраля в отеле Holiday Inn состоится 12-ая ежегодная выставка «Образование за рубежом», которую организует компания «Аэровектра».

Победа в престижном конкурсе
Победа в престижном конкурсе
19 Января 2015

Компания «Интерьерный бутик «Хрусталь» стала в этом году победителем премии, которая представляет лучшие компании и бренды из различных сегментов индустрии роскоши.

Крепкого здоровья в новом году
Крепкого здоровья в новом году
19 Января 2015

Здоровье — один из главных приоритетов для каждого человека. Более 9 лет мы заботимся о вас и ваших близких», — Елена Канаева, директор семейной клиники «Репромед».

Кутюрных дел мастер
Кутюрных дел мастер
18 Декабря 2014

Автор роскошных кутюрных творений и любимец знаменитостей, дизайнер Тони Уорд, представленный в России в Crocus Atelier Couture, устроил мировую премьеру собственной весенней коллекции pret-a-porter в Москве в рамках Mercedes-Benz Fashion Week, а заодно рассказал нам о ЖанеПоле Готье, ливанских обычаях и разновидностях гламура.