Секрет успеха

4 Июня 2012
Текст: Елена Вербицкая
Фото: Игорь Сахаров

Песни Максима Леонидова поют уже несколько поколений, а его концерты собирают людей самых разных возрастов. Он востребован как актер, музыкант и композитор. Совсем недавно ему исполнилось 50. Накануне юбилея Максим поделился с нами секретами своего успеха.

— Максим, 2011 год был для вас очень насыщенным — выход в свет первой книги «Я оглянулся посмотреть…», съемки в фильме про Высоцкого, запись нового альбома «Папины песни», одна из главных ролей в мюзикле «Продюсеры»… Как вы успеваете заниматься таким количеством разнообразных проектов, каков ритм вашей жизни?
— Во-первых, я жаворонок и легко встаю рано утром — поднимаю детей, отвожу их в школу и в сад. В дневное время могут быть репетиции, записи, вечером — концерты. Три раза в неделю хожу в тренажерный зал, стараюсь поддерживать себя в форме. Когда бываю свободен, полностью посвящаю себя семье. У нас нет няни, и я сам участвую во всех процессах воспитания. Дочке Маше уже семь лет, и она находится в творческих исканиях — хочет заниматься то рисованием, то верховой ездой, то фигурным катанием, а еще есть теннис, и на все эти занятия ее надо возить.

— Написание книги требует огромной самодисциплины даже от писателей «со стажем», как вам удавалось усаживать себя за письменный стол?

— У меня свой метод — сначала наговариваю мысли на диктофон, а потом их записываю, так процесс идет быстрее. Когда не хватало собственных воспоминаний, устраивал коллективный «мозговой штурм» — приглашал своих друзей юности, бывших однокурсников, сослуживцев, и мы вместе, опять же под диктофон, вспоминали. Журналист Людмила Иванова помогла превратить мои записи в книгу, выстроив из них композицию — иначе получился бы просто дневник воспоминаний.

— 13 февраля вам исполнилось 50. На сколько лет вы себя ощущаете? Почему последнее время тема ретроспективы, подведения итогов, «Письма» в прошлое стала для вас наиболее важной?
— Быть свободным от календаря не получается, хотя, конечно, все даты условны. Это первый в моей жизни юбилей, к которому я отношусь серьезно. 50 — тот возраст, когда не грех оглянуться назад и вспомнить, как ты взрослел, как становился мужчиной. Но я не ощущаю себя каким-то заслуженным артистом — я здоров, не позволяю себе распускаться ни физически, ни духовно. Потому что человек — это не тело и не душа, а «телодуша», в одно слово. Все в нас взаимосвязано — если распускаешь мышцы, то и душа становится слабой. Да и профессия помогает — когда выхожу на сцену и вижу в зале молодежь 18-20 лет, которая поет мои песни, это здорово заряжает энергией.

— Как вам работалось на съемочной площадке у Петра Буслова? Какие яркие моменты запомнились, ведь работа над фильмом шла несколько лет?
— Когда съемки в кино совпадали с другой работой и приходилось выезжать и в Бухару, и в Самарканд, было тяжело. Мы снимали в то ужасное лето 2010 года, когда от жары плавился асфальт. В съемочных павильонах стояла температура 30–40 градусов — грим с нас просто тек, и гримеры меняли его каждые полчаса. Артисту, чье имя нельзя называть, было особенно чудовищно трудно — он по нескольку часов находился в маске, которую нельзя было снимать, но я не слышал от него ни одной жалобы. Каждый участвующий в фильме совершал, не побоюсь этого слова, подвиг. Конечно, личность Высоцкого для всех нас много значит, но там мы особенно чувствовали свою причастность к судьбе этого человека. Мы понимали, что не просто снимаем кино — это было, в некотором роде, миссионерство.
Максим Леонидов
— Как вы относитесь к критике фильма о Высоцком?
— В массе негативных отзывов я не слышал ничего конструктивного. Когда говорят что-то типа: «Нам показали Высоцкого-наркомана, это ужасно…» — это не критика. В жизни он был самым разным, и отрицать это просто ханжество. Ругать может каждый — надо учиться хвалить. Причем хвалить обоснованно, чтобы показать, что ты что-то знаешь и понимаешь.

— Какой из последних альбомов Hippoband вам особенно дорог?

— Все дороги каждый по-своему… Я бы выделил «Четверг» и «Hippopo tazm» — по жанру это самые удачные и целостные альбомы, хотя и не самые популярные среди слушателей. Может, поэтому они мне особенно близки.

— Как вы относитесь к такому несовпадению — ощущение творческой удачи произведения и его непопулярности?
— Сейчас уже гораздо спокойнее, а раньше ужасно переживал. С возрастом начинаешь понимать: либо ты случайно угадываешь нужную «ноту», либо не звучишь в унисон с большинством. И чем более зрелым становится художник, тем более он одинок и реже звучит в унисон, это закономерность.

— Общаетесь ли вы со своими друзьями из «Секрета»? Обещанные концерты в честь 25-летия группы в 2008 году так и не состоялись.
— Причины этого были разные. Я считаю, что жизнь «Секрета» закончилась, а собираться время от времени, чтобы играть юбилейные концерты, как-то странновато. Если бы мы могли сделать что-то новое, записать совместный альбом — тогда другое дело. Но этого нет, мы давно живем каждый своей жизнью. Другое дело, когда я приглашаю своих друзей поучаствовать в моем юбилейном концерте. Это не афишное выступление бит-квартета «Секрет», на который люди покупают билеты, а исполнение нескольких наших старых песен в качестве подарка зрительному залу.

— Как вы сами отдыхаете? На что не жаль потратить свободное время?

— Я не оригинален — читаю книги, хожу в кино, встречаюсь с друзьями где-нибудь в ресторане. Вместе с семьей ездим за город или, наоборот, в крупные торговые центры, где много всего интересного. Одним словом, это досуг совершенно обычного человека.

— Что из художественных произведений — музыки, книг, кино — в последнее время произвело на вас сильное впечатление?
— Сильные впечатления бывают нечасто. За последнюю пару лет из литературы это «Венерин волос» Михаила Шишкина, а из музыки — концерт Ришара Бона, одного из лучших бас-гитаристов мира.

Максим Леонидов— Что стоит под номером один в списке ваших творческих планов?
— Сейчас я пишу музыку для нового мюзикла «Растратчики». Мой друг, актер Александр Шаврин, сочинил либретто к пьесе, которую Валентин Катаев написал в 1927 году по заказу МХАТа. Тогда ее поставил сам Станиславский. «Растратчики» — это нэповская комедия: пожилой бухгалтер и молоденький кассир присваивают себе 12 тысяч из зарплаты предприятия и чудовищно кутят — в Москве, в Ленинграде, потом в провинции. Иногда им весело, иногда очень грустно. Я играю в этом мюзикле старого бухгалтера — роль просто шикарная!

— Чем радуют дети — есть ли у них творческие успехи? Ведь они, как и вы сами в детстве, растут в актерской семье.

— Машу сейчас больше увлекает лепка и рисование, чем разучивание гамм, и я ее понимаю — в прикладном искусстве сразу видишь результаты своего труда. А Леню еще рано нагружать профессиональными музыкальными занятиями — в марте ему исполнится только 4 года. Но в детском саду на концертах он уже стоит в первом ряду, среди выдающихся, и солирует.

— Чему, по-вашему, отец должен научить в жизни сына и чему дочь?

— Репертуар жизненных ценностей и для сына, и для дочки примерно одинаков. Но мальчику надо еще отстаивать свои принципы и для этого уметь иногда применять свою силу. А вообще все зависит от того, как родители ведут себя в семье. Мы должны показывать хороший пример взаимоотношений — дети ведь повторюшки, копируют все, что видят.

— Вы шесть лет прожили в Израиле, но решили вернуться в Россию. Почему? Что вас связывает с Израилем сегодня?

— Когда я уезжал из России, был абсолютно творчески опустошен, и мне понадобилось пять лет жизни, чтобы отойти от этого состояния и осознать необходимость сольных выступлений. Появились новые силы, новые песни и альбомы, а основной слушатель остался в России. За то время, что я жил в Израиле, на родине произошло много перемен — казалось, что страна начала интегрироваться в мировое сообщество, появилось ощущение какого-то возрождения. И мне захотелось вернуться, чтобы участвовать в этих переменах, а не наблюдать их со стороны. С Израилем меня связывают человеческие отношения и контакты, но на гастроли туда езжу нечасто.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
А вот и Дженни
А вот и Дженни
12 Февраля 2015

Ни грамма косметики и плюс несколько лишних килограммов — довольно рискованный шаг для появления на экране 45-летней актрисы. Но Дженнифер Энистон знает, что делает — ее новая роль в картине «Торт» получила весьма благосклонные отзывы критиков, которые за столь смелый эксперимент прочили ей номинацию на «Оскар».

Выставка образовательных программ
Выставка образовательных программ
23 Января 2015

21 февраля в отеле Holiday Inn состоится 12-ая ежегодная выставка «Образование за рубежом», которую организует компания «Аэровектра».

Победа в престижном конкурсе
Победа в престижном конкурсе
19 Января 2015

Компания «Интерьерный бутик «Хрусталь» стала в этом году победителем премии, которая представляет лучшие компании и бренды из различных сегментов индустрии роскоши.

Крепкого здоровья в новом году
Крепкого здоровья в новом году
19 Января 2015

Здоровье — один из главных приоритетов для каждого человека. Более 9 лет мы заботимся о вас и ваших близких», — Елена Канаева, директор семейной клиники «Репромед».

Кутюрных дел мастер
Кутюрных дел мастер
18 Декабря 2014

Автор роскошных кутюрных творений и любимец знаменитостей, дизайнер Тони Уорд, представленный в России в Crocus Atelier Couture, устроил мировую премьеру собственной весенней коллекции pret-a-porter в Москве в рамках Mercedes-Benz Fashion Week, а заодно рассказал нам о ЖанеПоле Готье, ливанских обычаях и разновидностях гламура.