Гений места

13 Марта 2012
Текст: Татьяна Гаген-Делкрос

После шампанского и вин Бордо, кьянти – самое известное вино в мире. На протяжении столетий это вино в бутылке с соломенной оплеткой было символом не только Тосканы, но и всей Италии.

Появившись на свет в эпоху Медичи грубоватым и жидким, в последние десятилетия ХХ века это вино пережило второе рождение, а в начале третьего тысячелетия возглавило мировые рейтинги и стало флагманом лучших мировых вин.

Правила кьянти
В Италии вино еще с римских времен считалось благородным напитком и его производством всегда занимались люди достойные — в частности те, чьи военные обязанности в свое время были щедро оплачены землями. На живописном отрезке между Флоренцией и Сиеной герцоги, графы, бароны, все те, кого принято называть patrizi fiorentini, веками творили на своих виноградниках характерное для Тосканы ярко-рубиновое кьянти. Уже в 1385 году имя Джованни ди Пьеро Антинори было внесено в реестр гильдии флорентийских виноделов. Семья аристократов Маццеи выпускала вина в родовом замке Фонтерутоли уже в 1435 году. Старейшая флорентийская семья Риказоли уже в XVII веке отправляла свои вина в Англию и Голландию.
Все эти высокочтимые синьоры не взирали безучастно на крестьянский труд, а прикладывали к винному делу собственные руки и знания. Именно Медичи, великий герцог Козимо III, первым в 1713 году размежевал зоны производства кьянти и своим указом официально присвоил Тоскане статус винодельческого региона.
Рецепт культового вина Италии был документально закреплен в 1872 году, а «отцом современного кьянти» стал тогдашний премьер-министр страны, аристократ с тысячелетней историей 27-й барон Риказоли. Еще в молодости Беттино Риказоли начал экспериментировать с винами из своего поместья в замке Бролио. На виноградниках в Гайоле он хотел создать из тосканских сортов то, что могло бы конкурировать с великими образцами Франции, потому что после знаменитой классификации 1855 года вина Бордо были признаны бесспорными мировыми лидерами. Вдохновившись успехом 1867 года, когда впервые итальянское вино, а именно с виноградников при замке Бролио, получило Золотую медаль на выставке в Париже, оТрадиционные итальянские бочки - "ботти" - вмещают до 20 тысяч литров винан занялся поиском рецепта наилучшего кьянти. За основу он взял Санджовезе, добавил красного Канайоло и белого Требьяно, немного красного Колорино — для цвета. Так была дана жизнь новому вину. Формула кьянти (не менее 70% Санджовезе!) стала общепризнанным эталоном, успех которой закрепили международные награды, полученные на различных мировых выставках в Милане, Париже и Антверпене. Этой формулой еще долго пользовались потомки барона, которого за твердость и несговорчивость прозвали «железным», а поместье Бролио на протяжении целого века почиталось как «итальянский Лафит» — источник самого знаменитого и ценного вина в Кьянти.
Однако фортуна — дама изменчивая, и, как это часто бывает, однажды обретенная слава оказалась растрачена. В конце XIX века итальянские вина ушли в тень, уступив-таки место более изящным французским. И хотя в 1924 году был создан защищающий качество вин кьянти Союз виноделов Consorzio del Gallo Nero с черным петухом на эмблеме, а рецепт кьянти, созданный «железным бароном», стал частью законов DOC для всего региона, все же выставлять на стол бутылку кьянти во время семейных торжеств в те годы уже считалось дурным тоном.

Славу вин Chianti Classico из года в год упрочивает успех в рейтингах журналов Wine Spectator и Wine Advocate. В этих престижных изданиях кьянти традиционно входит в десятку лучших вин мира.

Франческо Риказоли - потомок флорентийских аристократов, живущих в Тоскане с VII векаРождение сверхновой
Прошло почти полвека, прежде чем на Апеннинах началось то, что историки окрестили позднее Новым итальянским Возрождением. Послевоенная экономика, преодолев режим Муссолини, становилась на ноги. Первое в Италии скоростное шоссе autostrada, проложенное в 60-х, соединило Рим с Миланом. Хорошо зарабатывавшие жители двух (экономической и политической) столиц, сновавшие на своих «фиатах» и «феррари» по дороге А1, обнаружили, что между этими городами раскинулись холмы и оливковые рощи Тосканы с ее восхитительными каменными крестьянскими домами, древними замками, церквями и средневековыми фермами. Новое поколение итальянцев с удивлением открыло для себя флорентийскую сельскую глубинку, меланхолический ландшафт которой восхищал еще Рафаэля и Леонардо!
Появилось престижное занятие — выезжать на выходные в собственный домик — скажем, в Гайоле или Кастеллину. А у домов имелись продававшиеся за бесценок виноградные наделы. С конца 70-х годов центральный район Италии, называемый Кьянти Классико, привлек огромные инвестиции: итальянцы не из Тосканы и иностранцы нарасхват скупали здесь хозяйства и вкладывали состояния в восстановление виноградников. Виноделие вновь стало превращаться в модное занятие. И, несмотря на то, что местный виноград Санджовезе чуть было не признали сорняком, символом Италии на несколько десятилетий стала скатерть в пеструю клетку да бутылка грубоватого кьянти в соломенной оплетке.
Было от чего забеспокоиться местным аристократам, проспавшим не одну смену поколений — ведь чужаки развивали на их землях бурную деятельность!
Аббатство Badia a Coltibuono насчитывает тысячелетнюю историю и сегодня производит лучшие "Кьянти Классико"В семейные фирмы потомков великих тосканских и флорентийских правителей, на протяжении веков творивших историю Италии, начали возвращаться «блудные сыны», до того не считавшие виноделие серьезным занятием.
Но прежде чем взошла новая звезда кьянти, в Тоскане было выпущено необыкновенно успешное поколение вин из Каберне Совиньона и Мерло — тех, что вошли в историю под названием «супертосканских». (Их авторами стали аристократы братья Антинори и маркиз ди Рокетта.) Возвращение Санджовезе, который лишь чудом избежал повсеместного выкорчевывания, случилось после того, как мир вовсю налюбовался этикетками Sassicaia, Ornellaia, Tignanello, Solaia и Guido di Tasso... Тем примечательней на фоне международных собратьев в конце ХХ века оказался триумф исконно тосканского сорта! Скажем, 32-й барон Бролио Франческо Риказоли еще в начале 90-х управлял фотостудией и занимался рекламой, никакого отношения к вину не имевшей. Его товарищ маркиз Франческо Маццеи в те же годы успешно продавал мотороллеры, а позднее усердно расширял рынки для итальянских макаронных изделий. Но честь семьи — понятие в Италии святое, и отпрыски флорентийских аристократов быстро свернули «непрофильную» деятельность и заспешили домой. С 70-х годов на виноградниках Риказоли хозяйничали чужаки — сначала канадский индустриальный монстр Seagram, потом австралийский гигант Hardy, и наконец и вовсе некая итальянская фирма по производству яичных ликеров. В 1993 году Риказоли выкупил бренд Barone Ricasoli и стал президентом компании. В наследство потомку «железного барона» достались погреба, забитые устрашающими чанами из стеклопластика, и много безымянного вина. И хотя страсть к вину пришла к Риказоли поздно, за пять лет в поместье Бролио он сделал больше, чем его предшественники за предыдущие четверть века. Начав с посадок новых виноградников и переоснащения погребов, он выпустил замковое вино «Кьянти Классико Кастелло ди Бролио» (Castello di Brolio Chianti Classico DOCG), восстановив доброе имя поместья.
Тосканские виноградники являются памятником мировой культуры ЮНЕСКОМаркизу Франческо Маццеи, воспринявшему семейную традицию уже в зрелом возрасте, также пришлось прийти на помощь своей семье — некогда знаменитые вина Castello di Fonterutoli в 80-е уже не выдерживали конкуренции на международных рынках. Маццеи начал с того, что пригласил к сотрудничеству своего сверстника и давнего друга — Карло Феррини, тогда еще молодого специалиста, который стремительно набирал опыт и уже успел приобрести репутацию винодела-новатора. Феррини, убежденный в том, что вино делается не в погребе, а на винограднике, смело экспериментировал с традиционными французскими сор тами Сира, Каберне Совиньон, Мерло, бескомпромиссно занимался клоновой селекцией Санджовезе и в конце концов убедил Маццеи присмотреться к французской системе отдельных участков, «крю». Для владельцев замка подобный подход был нов, но логичен, ведь виноградник Castello di Fonterutoli — это 120 га в пяти различных регионах Тосканы, 110 участков, расположенных на разных почвах и на разной высоте. Итогом деятельности Феррини явились чистые, сильные, интенсивные в цвете и вкусе вина, выдержанные во французских бочках, которые критика сравнила с лучшими винами Пойака. Само же хозяйство маркизов Маццеи винный справочник «Гамберо Россо» сегодня называет первым в Тоскане по качеству.

Виноградники компании Fontodi в местечке Панцано расположены на высоте 250–500 м над уровнем моря. Флагманом винодельни является «супертосканское» Flaccianello della Pieve.

Филиппо, Франческо и их отец Лапо Маццеи - представители винодельческой династии, насчитывающей пятисотлетнюю историюРазные лица кьянти
Один известный винодел из Бордо сказал как-то: «У Тосканы такая невообразимая красота, что она просто обязана производить великолепные вина». Сегодня регион между Флоренцией и Сиеной признан самым передовым и процветающим винным краем Италии, а гениальная щедрость тосканского духа воплотилась в винах, о которых говорит весь мир. Ежегодно составляемый журналом Wine Spectator список лучших вин мира уже нельзя представить без кьянти: Castello di Brolio 2006 года получило пятое место в этом чрезвычайно престижном перечне, в него попало и мало кому известное вино от Fattoria di Felsina, далеко не последнее место было отдано хозяйствам Querciabella и Brancaia... В 2009 году в списке лучших вин мира были отмечены уже полтора десятка «Кьянти Классико», которые стали настоящими гастрономическими блокбастерами Тосканы!
Справедливости ради надо сказать, что в пяти других частях Кьянти тоже делают неплохие вина — например, в регионе Руффина. Однако их качество в целом все же ниже, чем у вин Classico. За последние годы правила производства, придуманные «железным бароном» Кьянти, чрезвычайно ужесточились: теперь в качественном Classico не меньше 80% сорта Санджовезе и лишь 20% других красных ягод (во времена Беттино Риказоли их была почти треть!), белые сорта в конечный бленд не добавляются. (Производители обычных вин Кьянти пользуются законодательным послаблением и используют 70% Санджовезе, а также до 10% белых сортов.) Санджовезе повсеместно "В банях жизнь проходит, и без них это не жизнь", - говорили древние римляне. Термальные источники Bagno Vignoni - одни из самых знаменитых в Тосканедоказал свою состоятельность: сделанные из него яркие, фруктовые, полнотелые, зрелые вина проложили дорогу к своим почитателям и в Старом, и в Новом Свете, их пьют в Китае, Индии, Южной Корее. Разгадка поистине феноменального спроса на этот сорт проста: он дает зрелые, структурные вина с неповторимым стилем, вкусом, ароматом, которые являются продуктом земли — отпечатком отдельных, легко узнаваемых территорий, вина с особым характером, который не поддается имитации. В эпоху глобализации такой подход к производству принято называть хорошо продуманным маркетингом, но в сельских глубинках Тосканы этот феномен со времен римлян именуют по-старинке Genius loci — Гений места.

Ежегодное мероприятие Anteprima, которое проводится на исходе зимы Консорциумом Chianti Classico, позволяет продегустировать образцы, многие из которых находятся в бочках. В общей сложности на дегустациях во Флоренции выставляется более 500 вин.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
А вот и Дженни
А вот и Дженни
12 Февраля 2015

Ни грамма косметики и плюс несколько лишних килограммов — довольно рискованный шаг для появления на экране 45-летней актрисы. Но Дженнифер Энистон знает, что делает — ее новая роль в картине «Торт» получила весьма благосклонные отзывы критиков, которые за столь смелый эксперимент прочили ей номинацию на «Оскар».

Выставка образовательных программ
Выставка образовательных программ
23 Января 2015

21 февраля в отеле Holiday Inn состоится 12-ая ежегодная выставка «Образование за рубежом», которую организует компания «Аэровектра».

Победа в престижном конкурсе
Победа в престижном конкурсе
19 Января 2015

Компания «Интерьерный бутик «Хрусталь» стала в этом году победителем премии, которая представляет лучшие компании и бренды из различных сегментов индустрии роскоши.

Крепкого здоровья в новом году
Крепкого здоровья в новом году
19 Января 2015

Здоровье — один из главных приоритетов для каждого человека. Более 9 лет мы заботимся о вас и ваших близких», — Елена Канаева, директор семейной клиники «Репромед».

Кутюрных дел мастер
Кутюрных дел мастер
18 Декабря 2014

Автор роскошных кутюрных творений и любимец знаменитостей, дизайнер Тони Уорд, представленный в России в Crocus Atelier Couture, устроил мировую премьеру собственной весенней коллекции pret-a-porter в Москве в рамках Mercedes-Benz Fashion Week, а заодно рассказал нам о ЖанеПоле Готье, ливанских обычаях и разновидностях гламура.